Нарушения в работе речевого аппарата могут возникнуть по разным причинам. Обычно они появляются в результате неправильного развития плода в утробе матери или травмы, случившейся во время родоразрешения. Дисфункция речевого аппарата свидетельствует о нарушениях в работе нервной системы. Степень выраженности патологии бывает разной, но всегда сопровождается трудностями с произношением определённых звуков. В этом случае остеопатия – незаменимый терапевтический метод, который позволяет комплексно воздействовать на весь организм. Она стабилизирует психоэмоциональный фон, убирает мышечные зажимы и возвращает элементам опорно-двигательного аппарата их здоровое положение.
Среди детей школьного возраста нарушения речи очень распространены. Они бывают связаны с расстройствами ОДС или центральной нервной системы. Дисфункция мешает обучению, восприятию информации и правописанию. Поскольку патология вызвана задержкой интеллектуального и эмоционального развития, дети с ЗРР хуже других усваивают новую информацию. Они неактивны во время игр, плохо коммуницируют со сверстниками и часто выдают неестественные поведенческие реакции. Однако проявления нарушений речи зависят от формы заболевания.
Признаки психомоторных и психоречевых нарушений можно заметить ещё до года. Если в этот период ребёнок испытывает трудности с пережёвыванием пищи или постоянно молчит, не издавая даже классического лепета, характерного для всех младенцев, нужно обратиться к врачу. По мере взросления симптомов становится больше. Дети с ЗРР не пытаются повторять речь взрослых, к двум годам они не могут самостоятельно выговаривать даже простые слова, предпочитают общаться жестами или мимикой. Это усугубляется неразвитой моторикой: ребёнок плохо владеет карандашом, не умеет завязывать шнурки, бантики и застёгивать пуговицы. В 3 года ему сложно составлять слова в предложения и выговаривать простые фразы.
Обычно причина задержки речевого развития кроется в особенностях формирования плода в утробе матери. Так, например, спровоцировать появление дисфункции может гипоксия плода. Клетки мозга не получают достаточное количество кислорода, из-за чего отдельные участки не могут сформироваться в соответствии с нормой. Это приводит к отставанию в развитии.
Ещё одна причина ЗРР – внутриутробная инфекция. Если инфекция попадает в ещё не сформировавшийся организм, она поражает жизненно важные органы, вызывая мутации и нарушения. В первую очередь страдает центральная нервная система, которая и отвечает за произношение и восприятие речи.
Травмы, полученные во время родоразрешения, тоже сказываются на дальнейшем развитии ребёнка. Повреждение несформированных до конца элементов опорно-двигательного аппарата могут в будущем отразиться на состоянии речевого аппарата в виде дислалии или дизартрии.
Помимо основных причин нарушения речи, врачи выделяют факторы, которые могут повлиять на развитие ЗРР:
Одна из причин нарушения речи у детей - недостаточное кровоснобжение тканей мозга. Мануальные техники позволяют нормализовать кровоток и убрать все мышечные зажимы для правильной работы всех органов ребенка.
Если вы заметили признаки нарушения речи, понаблюдайте, реагирует ли он на разговоры окружающих, комфортно ли чувствует себя в компании сверстников. ЗРР может сопровождать другие серьёзные заболевания: аутизм, тугоухость и т.д. В центрах остеопатии для определения причины заболевания проводят комплексную мануальную диагностику. Этот подход позволяет выявить нарушения на всех уровнях функционирования организма и найти причину задержки развития речевого аппарата.
В первую очередь выполняют обследование головного мозга, черепа и позвоночника, а также ЛОР-органов, сосудов, челюстно-лицевых костей и суставов. Чем старше становится ребёнок, тем быстрее развивается ЗРР, поэтому в клинику нужно обращаться сразу после появления первых симптомов.
Остеопатия смотрит на организм, как на целостную структуру, каждый элемент которой важен. При наличии нарушений в работе одного внутреннего органа страдают и все остальные. Поэтому во время диагностики и коррекции ЗРР остеопаты учитывают особенности внутриутробного развития плода, положение элементов опорно-двигательного аппарата, ритм черепного дыхания и т.д. Только после этого они приступают к лечению, комплексно воздействуя на всё тело.
Ребёнок вместе с родителями приходит в клинику в заранее назначенный день и ложиться на кушетку. С помощью массажа мануальный терапевт восстанавливает нормальное кровоснабжение тканей, подвижность костей и суставов, обеспечивают питание клеток и устраняет дисфункции зрительного, речевого или двигательного центра. В результате работы остеопата над черепно-мозговыми структурами уходят блоки, препятствующие циркуляции ликвора, запускаются регенерационные процессы, мобилизуются внутренние ресурсы организма, повышается мозговая активность. Это позволяет ребёнку быстрее усваивать новый материал и учиться управлять собственным речевым аппаратом.
«Остеопрофи» - один из лучших центров остеопатии в Москве. Мы сотрудничаем только с дипломированными специалистами, которые применяют в работе эффективные мануальные методики лечения. Уже на первичной консультации врач проведёт диагностику и определит длительность терапевтического курса. «Остеопрофи» сохраняет баланс между высоким качеством услуг и низкими ценами. Это даёт нам возможность ежедневно заботиться о здоровье своих пациентов.