Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) – серьезные нарушения психики, характеризующиеся сложностями в коммуникациях с окружающим миром. Пациент испытывает затруднения при общении. Таким детям сложно передавать информацию собеседникам, реагировать на их эмоции или действия. При патологии поведение обретает стереотипный характер. Поражения выражаются в разной степени. Возможны нарушения умственного развития. Первые признаки патологии можно заметить в младенческом возрасте. Особенности непривычного поведения сохраняются и во взрослой жизни. Улучшить состояние поможет коррекционное лечение.
Причины
До сих пор не удалось найти точных причин возникновения болезни. Исследования показали, что при наличии особого гена риск развития РАС повышается, когда в семейном анамнезе присутствуют эпилепсия, заикание и другие психоневрологические болезни.
Имеются и другие причины:
- структурные патологии в мозге, которые проявляются диспропорцией отделов или несоразмерным созреванием;
- расстройства функций мозга, вызывающие дефицит внимания, нарушения речи;
- нарушения биохимических процессов;
- тяжелые роды, осложненные гипоксией плода или другими причинами;
- диабет гестационного типа при беременности;
- инфекции, которые перенес ребенок при внутриутробном периоде;
- психиатрические состояния матери.
Причины развития заболевания могут быть разными. Например, синдром Каннера, который проявляется нарушением социального развития, может развиваться у физически здоровых детей. При этом могут возникать проблемы в умственной отсталости. Важно своевременно обратиться к доктору. Нужно помочь ребенку научиться жить в социуме. Терапия поможет скорректировать состояние.
Классификация
Для классификации детского аутизма используют несколько способов, позволяющих распределить патологию по видам в зависимости от признаков и параметров. Доктора чаще используют метод Никольской, который обеспечивает удобную группировку состояний. Коррекционное лечение подбирают в зависимости от выраженности симптомов и типа патологии. Классификация предполагает выделение четырех категорий болезни.
Первая группа
Данная группа характеризуется самыми сильными нарушениями. Дети не способны взаимодействовать с людьми. Может развиваться мутизм, при котором ребенок умеет разговаривать и понимает окружающих, но не желает контактировать. Пациенты постоянно повторяют одни и те же движения, не имеют навыков самообслуживания. Пониженный уровень самоконтроля усугубляет ситуацию.
Вторая группа
Пациенты очень жестко, ярко реагируют даже на незначительные изменения в привычном распорядке. Иногда возникает сильнейшая агрессия. В окружении близких при знакомой обстановке дети могут спокойно общаться, но с помощью штампов и повторений фраз, сказанных собеседником.
Третья группа
К третьей категории относятся маленькие дети, у которых выявлены проблемы при контактах с окружающим миром. Но такие пациенты обладают высоким интеллектом. Они стремятся к достижению успеха. Проблема заключается в том, что для получения результата пациенты третьей формы не предпринимают никаких усилий в отличие от здоровых сверстников. Они сосредотачиваются на одной или двух темах, изучая их максимально углубленно.
Четвертая группа
Категория включает малышей, которые способны к непроизвольному или произвольному общению, социальным контактам, взаимодействию. Но они быстро отказываются от выполнения заданных инструкций и общения. Дети четвертой группы не могут концентрироваться на одном занятии в течение долгого времени. Они пытаются изолироваться от окружающего общества. Такие пациенты выглядят застенчивыми, молчаливыми. Но грамотная коррекция позволяет получить прекрасные результаты: ребенок хорошо учится и с удовольствием занимается творческой деятельностью.
Симптомы и признаки
Клинические аутичные проявления у детей достаточно обширны. В одних случаях они напоминают легкие типы депрессивного расстройства, а в других схожи с ярко выраженными психическими отклонениями. Первые симптомы можно заметить в младенческом возрасте. Уже до года можно распознать ранний детский аутизм.
Первые основные признаки РАС у детей:
- Непринятие тактильности. Ребенок-аутист не любит, когда его берут на руки. Успокаивается только при возвращении в кроватку.
- Пассивность при обращении. Отсутствует реакция на обращения родителей или взрослых. Ребенок не заинтересован в общении со взрослыми.
- Равнодушие к игрушкам с ярким дизайном и функциями. Дети с РАС не реагируют на звенящие, пищащие игрушки ярких цветов. Безразличие возникает и к обычным играм. Интерес вызывают лишь неподходящие предметы.
- Резкие реакции на различные громкие звуки.
В период взросления могут проявляться и другие симптомы:
- Отсутствие речи в период с 1,5 до 3 лет. Фактор учитывается, когда в семье достаточно богатый словарный запас.
- Частое повторение звуков, услышанных от другого человека. Такая поведенческая особенность неконтролируема.
- Персеверация или застревание на фразах, словах, эмоциях или заданиях. Ребенок постоянно может обдумывать идею, не предпринимая шагов к ее достижению.
- Сложности в понимании эмоций другого человека. Например, таким детям сложно понять, почему другие смеются над определенными словами.
- Отказ от установленных правил. Дети-аутисты отказываются от соблюдения существующих правил. Например, в игре или на обучении. Ребенок не понимает, для чего нужны такие ограничения.
- Отсутствие зрительного контакта. Дети не желают смотреть в глаза собеседникам.
- Бурные реакции при изменении окружения. У ребенка могут начинаться истерики, если в привычном окружении появляется другой человек.
- Отсутствие страхов. Дети с РАС не чувствуют боязни при угрожающих обстоятельствах.
- Беспокойный сон. Ребенок может часто пробуждаться.