Первые годы жизни ребенка удивительны ввиду новых открытий для него самого и его близких. Можно отследить этапы развития — первые слова, шаги, эмоции. Некоторые родители замечают, что сверстники развиваются быстрее их ребенка. Обычно после 3 лет эти различия сглаживаются, но так бывает не всегда, и ЗПР или задержка психического развития становится камнем преткновения в учебном процессе из-за запоздалого формирования интеллектуальной и психической сфер. Рассмотрим в статье, как проявляется ЗПР, поговорим о причинах патологии, диагностике, методах коррекции.
ЗПР проявляется снижением интеллекта и ограничением адаптивного восприятия ребенка на фоне снижения основных психических функций: внимания, мышления, памяти. Количество лиц с данным диагнозом составляет 15-16% в популяции среди детей.
Признаки ЗПР определяет отставание в речевом развитии, расстройствах моторики, процессах мышления, в поведенческой сфере, что затрудняет организацию обучения, при этом речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории нарушений. Примерно 85% пациентов с легкой степенью патологии при условии своевременной коррекции догоняют сверстников в развитии.
Диагноз впервые ставится ребенку в 4-5 лет, реже — во время школьного обучения. Ведущая проблема лиц с отставанием темпов развития — невозможность нормальной адаптации в обществе.
Основными причинами патологии являются биологические и средовые или социальные факторы.
К биологическим причинам относятся негрубые повреждения ЦНС, вызывающие замедление созревания разных отделов мозга. К ним относятся:
патологии беременности, преждевременные роды, родовые травмы, провоцирующие перинатальную энцефалопатию;
ЧМТ, соматические патологии в тяжелой форме (нейроинфекции, грипп), эпилепсия в постнатальном или раннем возрасте;
генетический фактор.
Социальные факторы могут также стать причиной задержки развития, при этом нельзя полностью исключать отсутствие первичной органической патологии. Дети с таким диагнозом растут в атмосфере гиперопеки или, напротив, полной безнадзорности, авторитарного типа воспитания, недостатка общения с ровесниками или взрослыми.
ЗПР вторичного типа развивается на фоне патологий органов зрения и слуха, расстройств речи из-за недостатка общения и отсутствия сенсорной информации.
В зависимости от этиологии и клинических признаков ЗПР, существует четыре группы или формы ЗПР — рассмотрим эту классификацию подробнее:
ЗПР конституционального происхождения связано с замедленным развитием ЦНС. Наблюдается сочетание психического и физического инфантилизма, то есть поведение и антропометрические особенности ребенка не соответствуют возрастным нормам. Дети эмоционально неустойчивы, плохо запоминают информацию, не могут концентрировать внимание.
ЗПР соматогенного типа обусловлено соматическими патологиями, что отражается на формировании ЦНС. Чаще речь идет о заболеваниях сердца, дыхательной системы, органов кроветворения. Характерны дефицит внимания, пониженный уровень работоспособности, гиперактивность или, напротив, вялое поведение при умственном напряжении.
ЗПР психогенной этиологии связано с нежелательной атмосферой для развития ребенка — излишней опекой, жестокостью, авторитарным воспитанием. Формируется нестабильность психики, импульсивное поведение. В случае гиперопеки выявляется безынициативность, эгоцентричное поведение.
ЗПР церебрально-органического генеза обусловлено негрубыми повреждениями ЦНС. Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, нарушена познавательная деятельность.
Способность к восприятию новых объектов или событий проявляется в недостаточно дифференцированной форме. Детям сложно определять характеристики или признаки различных объектов, сравнивать их друг с другом, понимать взаимосвязь между этими объектами.
Качество запоминания страдает на фоне слабости мышления. Это мешает обособлять основное от дополнительного, связывать изолированные элементы, пользоваться случайными ассоциациями. Из-за нарушения памяти страдает процесс обучения.
Дети хуже ориентируются в значении и обобщении отдельных слов из-за нарушений познавательной сферы, проблем с критическим суждением. Нередко ЗПР сочетается с ЗПРР — отставанием психоречевого развития.
Так как мышление при ЗПР формируется на фоне нарушений сенсорного восприятия, недостаточности речевых навыков и ограниченной познавательной сферы, психические функции ребенка заметно страдают.
Характеризуется незрелостью из-за нарушений познавательной деятельности, поэтому дети не способны правильно выражать эмоции и чувства. Они излишне ярко реагируют на незначительные события или с апатией относятся к серьезным жизненным ситуациям. Ребенок легко переходит от одного настроения к другому, нередко без мотивирующих на это причин. Ему свойственны признаки инфантилизма, повышенной импульсивности.
Развитие эмоциональной сферы во многом зависит от среды и людей, окружающих ребенка. В случае понимания, уважения, помощи, ребенок с ЗПР может быть развитым в рамках личных возможностей. Если дети подвержены отвержению, нетерпимости либо насмешкам, это провоцирует разные декомпенсации.
Определение и коррекция причины ЗПР — ключевая цель остеопатического лечения. Врач-остеопат может привести все системы организма в состояние физиологического баланса, восстановив нарушенные структуры.
Диагностика ЗПР основана на комплексном обследовании пациента комиссией, состоящей из психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Они собирают анамнез, проводят нейропсихологическое исследование, изучают условия проживания ребенка. Проводится беседа с пациентом, направленная на изучение интеллектуальных и других особенностей. После диагностики комиссия делает заключение о психологическом и психическом развитии, дает рекомендации относительно дальнейшего обучения.
При обнаружении органической патологии ребенок должен пройти обследование педиатром или неврологом. К инструментальным методам относятся КТ и МРТ головного мозга, ЭЭГ. Также важно провести дифференциальную диагностику с аутизмом.
Важен междисциплинарный подход, основанный на совместной работе психологов, логопедов, дефектологов и неврологов. Многие пациенты нуждаются в посещении специализированных образовательных учреждений.
Наибольшее внимание направлено на развитие:
познавательной сферы — при обучении нужно дозировать учебную информацию, отталкиваться от принципа наглядности, частого повторения материала;
эмоционально-волевой и сенсорной сфер, используя методы игровой и сказкотерапии;
исправлению речевых дефектов в рамках работы с логопедом.
Совместно с преподавателем с ребенком работают психологи и специалисты в области дефектологии. К медицинским методам коррекции относятся медикаментозное лечение с учетом диагностированных расстройств, массаж, остеопатия, физиотерапия.
Посещение остеопата сразу после родов предупреждает ЗПР у детей из группы риска (проблемы при беременности, родовая травма). Буквально за несколько сеансов врач устраняет проблемы, предрасполагающие к формированию задержки развития. Обследуя младенца с помощью рук, остеопат снимает зажимы, нормализует кровообращение, снижает внутричерепное давление. Также обратиться к остеопату рекомендуется родителям детей, перенесшим падения, травмы, тяжелые инфекции и другие серьезные патологии для грамотного восстановления.
Если родители обращаются к врачу-остеопату с уже диагностированным ЗПР, специалист проводит осмотр, уточняет данные анамнеза, а затем приступает к лечению краниосакральными техниками, направленными на устранение причин патологии. Комплексный подход позволяет улучшить самочувствие, дать скачок развитию без боли и медикаментов.
Согласно прогнозу, дети с ЗПР догоняют сверстников при своевременной грамотной коррекционной работе. В их развитии отмечается положительная динамика, улучшается память, внимание, наблюдается освоение новых навыков. В будущем они имеют все шансы поступить в колледж или ВУЗ.
Предупредить проблемы с психическим развитием ребенка может ответственное планирование беременности, профилактика соматических патологий, создание благоприятных условий для жизни. При первых признаках нарушения в психомоторном развитии нужно обратиться к специалистам, чтобы приступить к коррекции. Одним из таких специалистов является врач-остеопат, который может вывести детский организм из компенсаторно-защитного состояния, запустив правильное развитие.
ЗПР вызывают разные причины, преимущественно органического генеза, при которых остеопатическое лечение просто необходимо. Методики, используемые в клинике «Остеопрофи», позволяют достичь прогресса в терапии даже у детей с тяжелыми органическими расстройствами. Квалифицированные специалисты без опасных процедур и дорогостоящих лекарств устранят причину патологии и предотвратят заболевания, свойственные отклонениям психики в будущем. Всего несколько сеансов остеопатического лечения, без преувеличения, могут стать лучшим подарком малышу на всю жизнь.