Заикание — расстройство речи с характерным нарушением ритма, темпа и плавности произношения звуков и слов. Заболевание становится причиной психологических проблем у детей и взрослых. О возможных причинах, способах диагностики и коррекции заикания поговорим в нашей статье.
О заболевании
Заикание или логоневроз — это нарушение речи, в основе которого лежат изменения звукопроизношения, сложности в произношении отдельных слов и фраз, запинки перед новым словом. Заболевание вызывает спастическое сокращение мягкого неба, языка или гортани — органов, отвечающих за речевую функцию. Спазмы возникают из-за избыточной возбудимости речевых и эмоциональных центров в ЦНС. Из-за этой патологической цепочки страдают артикуляционные и голосовые функции, мешающие говорить плавно в нормальном ритме.
Логоневроз преимущественно встречается в возрасте 2-7 лет, мальчики сталкиваются с патологией в 4 раза чаще. У 50-80% детей заболевание корректируется при условии своевременного обращения к специалистам. Чем раньше начать лечение, тем выше вероятность успеха.
Причины
Логоневроз может возникнуть по разным причинам врожденного или приобретенного характера.
К врожденным или внутренним причинам относятся:
- неблагоприятное течение беременности (токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода);
- сложные роды (преждевременное начало родов, травмы новорожденного);
- наследственная предрасположенность;
- особенности личностного характера.
Приобретенный логоневроз вызывают:
- психологические травмы;
- физиологические причины — некоторые дети «перерастают» заикание после 5 лет, если патология вызвана замедленным развитием речевых центров в ЦНС;
- расстройства церебрального кровообращения, влияющие на иннервацию артикуляционного аппарата;
- нейроинфекции.
Не исключен феномен «ложного заикания», вызванного копированием детьми неправильной речи взрослых.
Классификация
С учетом этиологии принято выделять два основных вида заикания:
- Неврозоподобная форма формируется по причине системного невроза. С трудом поддается коррекции из-за наследственной этиологии заболевания. Дети с неврозоподобной формой логоневроза начинают позднее говорить по сравнению со сверстниками.
- Невротическая форма возникает из-за эмоциональных потрясений или стрессов. К примеру, ребенок может заикаться после перенесенного испуга. С возрастом спазмы артикуляционного аппарата наблюдаются чаще, способствуя появлению страха разговаривать вслух. Заболевание поддается коррекции.
С учетом характера речевых расстройств выделяют несколько форм заикания:
- тоническая — речь насыщена неуместными частыми паузами при произношении фраз из-за растягивания отдельных звуков;
- клоническая — наблюдается повтор звуков и слов, мешающий пониманию речи;
- смешанная — паузы и повторы в речи присутствуют одновременно.
В зависимости от тяжести заболевания, выделяют разные стадии логоневроза:
- легкая — в спонтанной речи присутствуют незначительные остановки или запинки;
- средняя — речевые паузы наблюдаются при монологе или диалоге;
- тяжелая — ребенок запинается при любых видах речи, часто повторяя отдельные слоги, иногда полноценный диалог с таким пациентом исключен.
Симптомы
В большинстве случаев первые симптомы заболевания проявляются в раннем или дошкольном возрасте. О наличии речевых расстройств подскажут следующие признаки:
- ребенку нужно больше времени, чтобы произнести вслух предложение;
- в речи присутствуют оттенки нерешительности, неуместные паузы;
- ребенок легко запинается во время разговора;
- повтор звуков или слогов, преимущественно перед произношением нового слова.
Впервые симптоматика логоневроза может проявиться после стресса. При участии близких малыш будет стараться говорить правильно, однако спастическое сокращение мышц артикуляционного аппарата помешает это сделать. После восстановления психоэмоционального самочувствия признаки заикания становятся менее заметными, реже — исчезают полностью.
После нового стресса наблюдается рецидив или усиление патологии. У подростков заикание перерастает в логофобию — появляется страх перед общением, формируются комплексы. Если не лечить патологию, проблема приобретает острый характер, так как ребенок сталкивается с постоянным стрессом.