+7 (495) 260-18-60ежедневно с 9:00 до 21:00
Москва, 3-я Фрунзенская ул., 7
Смотреть на карте
+7 (495) 260-18-60ежедневно с 9:00 до 21:00

ЗПР (задержка психического развития)

  • Проводим диагностику
  • Нормализуем кровообращение
  • Снимаем мышечное напряжение
  • Используем комплексный подход

Первые годы жизни ребенка удивительны ввиду новых открытий для него самого и его близких. Можно отследить этапы развития — первые слова, шаги, эмоции. Некоторые родители замечают, что сверстники развиваются быстрее их ребенка. Обычно после 3 лет эти различия сглаживаются, но так бывает не всегда, и ЗПР или задержка психического развития становится камнем преткновения в учебном процессе из-за запоздалого формирования интеллектуальной и психической сфер. Рассмотрим в статье, как проявляется ЗПР, поговорим о причинах патологии, диагностике, методах коррекции.

Общая информация

ЗПР проявляется снижением интеллекта и ограничением адаптивного восприятия ребенка на фоне снижения основных психических функций: внимания, мышления, памяти. Количество лиц с данным диагнозом составляет 15-16% в популяции среди детей.

Признаки ЗПР определяет отставание в речевом развитии, расстройствах моторики, процессах мышления, в поведенческой сфере, что затрудняет организацию обучения, при этом речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории нарушений. Примерно 85% пациентов с легкой степенью патологии при условии своевременной коррекции догоняют сверстников в развитии.

Диагноз впервые ставится ребенку в 4-5 лет, реже — во время школьного обучения. Ведущая проблема лиц с отставанием темпов развития — невозможность нормальной адаптации в обществе.

Причины

Основными причинами патологии являются биологические и средовые или социальные факторы.

К биологическим причинам относятся негрубые повреждения ЦНС, вызывающие замедление созревания разных отделов мозга. К ним относятся:

  • патологии беременности, преждевременные роды, родовые травмы, провоцирующие перинатальную энцефалопатию;
  • ЧМТ, соматические патологии в тяжелой форме (нейроинфекции, грипп), эпилепсия в постнатальном или раннем возрасте;
  • генетический фактор.

Социальные факторы могут также стать причиной задержки развития, при этом нельзя полностью исключать отсутствие первичной органической патологии. Дети с таким диагнозом растут в атмосфере гиперопеки или, напротив, полной безнадзорности, авторитарного типа воспитания, недостатка общения с ровесниками или взрослыми.

ЗПР вторичного типа развивается на фоне патологий органов зрения и слуха, расстройств речи из-за недостатка общения и отсутствия сенсорной информации.

Классификация

В зависимости от этиологии и клинических признаков ЗПР, существует четыре группы или формы ЗПР — рассмотрим эту классификацию подробнее:

  • ЗПР конституционального происхождения связано с замедленным развитием ЦНС. Наблюдается сочетание психического и физического инфантилизма, то есть поведение и антропометрические особенности ребенка не соответствуют возрастным нормам. Дети эмоционально неустойчивы, плохо запоминают информацию, не могут концентрировать внимание.
  • ЗПР соматогенного типа обусловлено соматическими патологиями, что отражается на формировании ЦНС. Чаще речь идет о заболеваниях сердца, дыхательной системы, органов кроветворения. Характерны дефицит внимания, пониженный уровень работоспособности, гиперактивность или, напротив, вялое поведение при умственном напряжении.
  • ЗПР психогенной этиологии связано с нежелательной атмосферой для развития ребенка — излишней опекой, жестокостью, авторитарным воспитанием. Формируется нестабильность психики, импульсивное поведение. В случае гиперопеки выявляется безынициативность, эгоцентричное поведение.
  • ЗПР церебрально-органического генеза обусловлено негрубыми повреждениями ЦНС. Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, нарушена познавательная деятельность.

Характеристика ЗПР

Восприятие

Способность к восприятию новых объектов или событий проявляется в недостаточно дифференцированной форме. Детям сложно определять характеристики или признаки различных объектов, сравнивать их друг с другом, понимать взаимосвязь между этими объектами.

Память

Качество запоминания страдает на фоне слабости мышления. Это мешает обособлять основное от дополнительного, связывать изолированные элементы, пользоваться случайными ассоциациями. Из-за нарушения памяти страдает процесс обучения.

Речевые навыки

Дети хуже ориентируются в значении и обобщении отдельных слов из-за нарушений познавательной сферы, проблем с критическим суждением. Нередко ЗПР сочетается с ЗПРР — отставанием психоречевого развития.

Мышление

Так как мышление при ЗПР формируется на фоне нарушений сенсорного восприятия, недостаточности речевых навыков и ограниченной познавательной сферы, психические функции ребенка заметно страдают.

Эмоциональная сфера

Характеризуется незрелостью из-за нарушений познавательной деятельности, поэтому дети не способны правильно выражать эмоции и чувства. Они излишне ярко реагируют на незначительные события или с апатией относятся к серьезным жизненным ситуациям. Ребенок легко переходит от одного настроения к другому, нередко без мотивирующих на это причин. Ему свойственны признаки инфантилизма, повышенной импульсивности.

Развитие эмоциональной сферы во многом зависит от среды и людей, окружающих ребенка. В случае понимания, уважения, помощи, ребенок с ЗПР может быть развитым в рамках личных возможностей. Если дети подвержены отвержению, нетерпимости либо насмешкам, это провоцирует разные декомпенсации.

Определение и коррекция причины ЗПР — ключевая цель остеопатического лечения. Врач-остеопат может привести все системы организма в состояние физиологического баланса, восстановив нарушенные структуры.

Диагностика

Диагностика ЗПР основана на комплексном обследовании пациента комиссией, состоящей из психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Они собирают анамнез, проводят нейропсихологическое исследование, изучают условия проживания ребенка. Проводится беседа с пациентом, направленная на изучение интеллектуальных и других особенностей. После диагностики комиссия делает заключение о психологическом и психическом развитии, дает рекомендации относительно дальнейшего обучения.

При обнаружении органической патологии ребенок должен пройти обследование педиатром или неврологом. К инструментальным методам относятся КТ и МРТ головного мозга, ЭЭГ. Также важно провести дифференциальную диагностику с аутизмом.

Методы лечения

Важен междисциплинарный подход, основанный на совместной работе психологов, логопедов, дефектологов и неврологов. Многие пациенты нуждаются в посещении специализированных образовательных учреждений.

Наибольшее внимание направлено на развитие:

  • познавательной сферы — при обучении нужно дозировать учебную информацию, отталкиваться от принципа наглядности, частого повторения материала;
  • эмоционально-волевой и сенсорной сфер, используя методы игровой и сказкотерапии;
  • исправлению речевых дефектов в рамках работы с логопедом.

Совместно с преподавателем с ребенком работают психологи и специалисты в области дефектологии. К медицинским методам коррекции относятся медикаментозное лечение с учетом диагностированных расстройств, массаж, остеопатия, физиотерапия.

Остеопатическое лечение

Посещение остеопата сразу после родов предупреждает ЗПР у детей из группы риска (проблемы при беременности, родовая травма). Буквально за несколько сеансов врач устраняет проблемы, предрасполагающие к формированию задержки развития. Обследуя младенца с помощью рук, остеопат снимает зажимы, нормализует кровообращение, снижает внутричерепное давление. Также обратиться к остеопату рекомендуется родителям детей, перенесшим падения, травмы, тяжелые инфекции и другие серьезные патологии для грамотного восстановления.

Если родители обращаются к врачу-остеопату с уже диагностированным ЗПР, специалист проводит осмотр, уточняет данные анамнеза, а затем приступает к лечению краниосакральными техниками, направленными на устранение причин патологии. Комплексный подход позволяет улучшить самочувствие, дать скачок развитию без боли и медикаментов.

Прогноз и профилактика

Согласно прогнозу, дети с ЗПР догоняют сверстников при своевременной грамотной коррекционной работе. В их развитии отмечается положительная динамика, улучшается память, внимание, наблюдается освоение новых навыков. В будущем они имеют все шансы поступить в колледж или ВУЗ.

Предупредить проблемы с психическим развитием ребенка может ответственное планирование беременности, профилактика соматических патологий, создание благоприятных условий для жизни. При первых признаках нарушения в психомоторном развитии нужно обратиться к специалистам, чтобы приступить к коррекции. Одним из таких специалистов является врач-остеопат, который может вывести детский организм из компенсаторно-защитного состояния, запустив правильное развитие.

Лечение в клинике «Остеопрофи»

ЗПР вызывают разные причины, преимущественно органического генеза, при которых остеопатическое лечение просто необходимо. Методики, используемые в клинике «Остеопрофи», позволяют достичь прогресса в терапии даже у детей с тяжелыми органическими расстройствами. Квалифицированные специалисты без опасных процедур и дорогостоящих лекарств устранят причину патологии и предотвратят заболевания, свойственные отклонениям психики в будущем. Всего несколько сеансов остеопатического лечения, без преувеличения, могут стать лучшим подарком малышу на всю жизнь.

Наши лицензии

Клиника «Остеопрофи» лицензирована и включена в официальный реестр остеопатических клиник России

Наши контакты

Москва,
3-я Фрунзенская ул., 7
(рядом со станцией метро «Фрунзенская»)
Ежедневно
с 9:00 до 21:00