Первые годы жизни ребенка удивительны ввиду новых открытий для него самого и его близких. Можно отследить этапы развития — первые слова, шаги, эмоции. Некоторые родители замечают, что сверстники развиваются быстрее их ребенка. Обычно после 3 лет эти различия сглаживаются, но так бывает не всегда, и ЗПР или задержка психического развития становится камнем преткновения в учебном процессе из-за запоздалого формирования интеллектуальной и психической сфер. Рассмотрим в статье, как проявляется ЗПР, поговорим о причинах патологии, диагностике, методах коррекции.
Общая информация
ЗПР проявляется снижением интеллекта и ограничением адаптивного восприятия ребенка на фоне снижения основных психических функций: внимания, мышления, памяти. Количество лиц с данным диагнозом составляет 15-16% в популяции среди детей.
Признаки ЗПР определяет отставание в речевом развитии, расстройствах моторики, процессах мышления, в поведенческой сфере, что затрудняет организацию обучения, при этом речь идет преимущественно о психолого-педагогической категории нарушений. Примерно 85% пациентов с легкой степенью патологии при условии своевременной коррекции догоняют сверстников в развитии.
Диагноз впервые ставится ребенку в 4-5 лет, реже — во время школьного обучения. Ведущая проблема лиц с отставанием темпов развития — невозможность нормальной адаптации в обществе.
Причины
Основными причинами патологии являются биологические и средовые или социальные факторы.
К биологическим причинам относятся негрубые повреждения ЦНС, вызывающие замедление созревания разных отделов мозга. К ним относятся:
- патологии беременности, преждевременные роды, родовые травмы, провоцирующие перинатальную энцефалопатию;
- ЧМТ, соматические патологии в тяжелой форме (нейроинфекции, грипп), эпилепсия в постнатальном или раннем возрасте;
- генетический фактор.
Социальные факторы могут также стать причиной задержки развития, при этом нельзя полностью исключать отсутствие первичной органической патологии. Дети с таким диагнозом растут в атмосфере гиперопеки или, напротив, полной безнадзорности, авторитарного типа воспитания, недостатка общения с ровесниками или взрослыми.
ЗПР вторичного типа развивается на фоне патологий органов зрения и слуха, расстройств речи из-за недостатка общения и отсутствия сенсорной информации.
Классификация
В зависимости от этиологии и клинических признаков ЗПР, существует четыре группы или формы ЗПР — рассмотрим эту классификацию подробнее:
- ЗПР конституционального происхождения связано с замедленным развитием ЦНС. Наблюдается сочетание психического и физического инфантилизма, то есть поведение и антропометрические особенности ребенка не соответствуют возрастным нормам. Дети эмоционально неустойчивы, плохо запоминают информацию, не могут концентрировать внимание.
- ЗПР соматогенного типа обусловлено соматическими патологиями, что отражается на формировании ЦНС. Чаще речь идет о заболеваниях сердца, дыхательной системы, органов кроветворения. Характерны дефицит внимания, пониженный уровень работоспособности, гиперактивность или, напротив, вялое поведение при умственном напряжении.
- ЗПР психогенной этиологии связано с нежелательной атмосферой для развития ребенка — излишней опекой, жестокостью, авторитарным воспитанием. Формируется нестабильность психики, импульсивное поведение. В случае гиперопеки выявляется безынициативность, эгоцентричное поведение.
- ЗПР церебрально-органического генеза обусловлено негрубыми повреждениями ЦНС. Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, нарушена познавательная деятельность.
Характеристика ЗПР
Восприятие
Способность к восприятию новых объектов или событий проявляется в недостаточно дифференцированной форме. Детям сложно определять характеристики или признаки различных объектов, сравнивать их друг с другом, понимать взаимосвязь между этими объектами.
Память
Качество запоминания страдает на фоне слабости мышления. Это мешает обособлять основное от дополнительного, связывать изолированные элементы, пользоваться случайными ассоциациями. Из-за нарушения памяти страдает процесс обучения.
Речевые навыки
Дети хуже ориентируются в значении и обобщении отдельных слов из-за нарушений познавательной сферы, проблем с критическим суждением. Нередко ЗПР сочетается с ЗПРР — отставанием психоречевого развития.
Мышление
Так как мышление при ЗПР формируется на фоне нарушений сенсорного восприятия, недостаточности речевых навыков и ограниченной познавательной сферы, психические функции ребенка заметно страдают.
Эмоциональная сфера
Характеризуется незрелостью из-за нарушений познавательной деятельности, поэтому дети не способны правильно выражать эмоции и чувства. Они излишне ярко реагируют на незначительные события или с апатией относятся к серьезным жизненным ситуациям. Ребенок легко переходит от одного настроения к другому, нередко без мотивирующих на это причин. Ему свойственны признаки инфантилизма, повышенной импульсивности.
Развитие эмоциональной сферы во многом зависит от среды и людей, окружающих ребенка. В случае понимания, уважения, помощи, ребенок с ЗПР может быть развитым в рамках личных возможностей. Если дети подвержены отвержению, нетерпимости либо насмешкам, это провоцирует разные декомпенсации.